Преподобный Павел Обнорский

Преподобный Павел Обнорский родился в 1317 году во граде Москве. О его детстве и юности нам известно то, что он был воспитан в благочестивой и знатной семье. Под влиянием благотворного и глубокого религиозного воспитания, полученного им от своих родителей, Павел с самых юных лет был далеко не похож на своих  сверстников. преподобный Павел Обнорский, икона с житиемОтличительной чертой его характера была высокая добродетель христианского милосердия к неимущим.

Прошли годы, Павел мужал и достиг того возраста когда сверстники его начинали устраивать свою самостоятельную жизнь. Павел же, предпочитая браку девство, решительно отвергает мысль родителей женить его. По повелению сердца  благочестивый юноша, будучи 22-х лет от роду, не взяв ничего с собой, оставляет родительский дом и  удаляется из Москвы.

Достигнув монастыря Рождества Христова, на берегу Волги, он поселяется  в этой обители и вскоре принимает постриг  с именем Павел. В это время уже просиял в России высоким духовным житием преподобный Сергий Радонежский. Смиренный подвижник испрашивает увольнения от настоятеля, оставляет обитель Рождества Христова и приходит в монастырь Живоначальной Троицы к великому Сергию, который  с любовью принимает его и определяет  в число братии. Преподобный Павел, в свою очередь, с великим усердием трудится на общих послушаниях. Через некоторое время, ища совершенного безмолвия, преподобный обращается к своему учителю за благословением на затворничество и,  получив его, проводит 15 лет в глубоком уединении.благословение Крестом преподобного Павла удалиться в пустынь, клеймо иконы Когда же преподобный Павел оканчивает подвиг своего затворничества и открывает двери келии, молва и почитание от людей вынуждают его обратиться к игумену за благословением — удалиться из обители для поисков пустынножительства.  Преподобный Сергий отпускает его и дает в благословение  медный Крест.

Итак, преподобный Павел, оставив обитель Троицы и водворив себя водительству Божию, идет в неведомый путь. Первоначально он направляет свои стопы в пределы Галичские и поселяется близ Великой  Авраамиевой пустыни в Чухломском уезде, но вскоре изгоняется оттуда монахами, привыкшими к правилам общежития. После того пожив некоторое время в Покровской обители на Городце Чухломском, он отправляется далее на север  и поселяется в безлюдной местности на берегу реки Письмы. Полагают, что пребывание его на сем месте продолжалось около 20-ти лет, и причиной его удаления было основание обители его учеником преподобным Макарием Писемским. Благодатный старец вновь отправляется в дальнейший путь на поиски  места для пустынного подвига.

Достигнув, наконец, непроходимого в то время комельского леса, преподобный Павел поселяется в дупле старой липы, росшей на берегу речки Грязовицы. Павел Обнорский спасается в дупле липы. Фрагмент иконы XVII в.Укрепляемый благодатью Божией, терпя зной и мороз, он проводит в этом подвиге более 3-х лет. Затем по внушению Божию переходит на несколько верст южнее и поселяется на крутом берегу реки Нурмы. Сейчас часть дупла хранится в монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы Вознося молитвы Богу, преподобный Павел строит себе келию и в полугоре копает колодец. На новом месте он предается своим обычным подвигам поста и молитвы. 

Житие преподобного повествует, что его жизнь была подобна жизни первого человека до грехопадения.  Дикие звери и птицы небоязненно  принимали из рук его пищу и не враждовали между собой. Вскоре, происходит встреча преподобного Павла с преподобным Сергием Нуромским, пострижеником Святой Горы Афонской и учеником великого Сергия Радонежского. Встреча преподобных Павла и СергияОни становятся  друзьями и сомолитвенниками, а преподобный Павел избирает Сергия своим духовным наставником. Более всего радует преподобного Павла, что он может часто причащаться Святых Христовых Тайн.

Живя в своем уединении, преподобный Павел с некоторого времени часто слышит колокольный звон, раздававшийся на противоположном берегу реки. В вечер Великой Субботы, в полночь Воскресения Христова, преподобный видит на месте, где расположен сейчас монастырь, столь дивный свет, что, кажется, он превосходит свет солнца. Преподобный Павел рассказывает о своем видении  духовному отцу, и тот, увидев в этом Промысел Божий, благословляет приступить к подготовительным работам по устройству  будущего монастыря. Так как по каноническим правилам на создание обители требовалось благословение митрополита, преподобный Павел в сопровождении инока Алексия, ученика преподобного Сергия Нуромского, отправляется в Москву.

В житии прп. Павла Обнорского (+1429 г.) записано: «Иде с единем братом в пресловущий град Москву, к преосвященному Фотею митрополиту, моляшеть архиерея, яко да благословит и воздвигнути церковь во имя святыя и живоначальныя Троици. Митрополит же (принявший преподобного сначала неблагосклонно, а потом вразумленный чудесным видением)…благослови воздвигнути церковь…и многи поучи его от божественных писаний…» Это было  в 1414 году.

Получив святой антиминс и благословение митрополита Фотия, братия Павловой пустыни вместе с Богоносным основателем своим имела величайшую духовную радость присутствовать при освящении, созданного их руками, храма во славу Живоначальной Троицы. Священнодействие это свершилось в 1414 году священнослужением первого игумена Алексия, ученика прп. Павла и прп. Сергия Нуромского, на которого прп. Павел возложил внешнее попечение, а сам он, стоявший уже «неизмеримо выше всяких земных попечений», оставил за собой право духовного руководства «своею пустынною дружиною». 

Благословение прп. Павла митрополитом Фотием на основание обители. Клеймо иконыТак совершилось великое историческое событие в жизни новой иноческой обители – плод святых и пламенных молитв св. старца, который торжественно передав игумену Алексию попечению о ней, снова возвратился в нагорную свою келию для обычных ему великих подвигов безмолвия и непрестанной молитвы. Но это не означало, что для желающих видеть его и получить его назидание он был недоступен. Всех он встречал приветливо и с любовью, отпуская от себя утешенными и умиротворенными. Монастырь прп. Павел посещал по субботам и воскресным дням. В эти дни он разделял с братией и трапезу, но вкушал только хлеб с водой и овощи, и то мало. Ни масла, ни молока, ни рыбы он никогда не употреблял.

Соорудив церковь, братские келии и сделав другие необходимые постройки, преподобный Павел ввел в обители самый строгий порядок и общежительный устав. Богослужение в новопостроенной церкви. Клеймо иконыВсем вместе и каждому отдельно он повторял наиболее важные правила общежития: в кельях  ничего не  иметь и своим не называть, но все иметь общее; серебро и подобные стяжания держать в монастырской казне, откуда и брать по мере действительной нужды, по правилам Василия Великого и прочих святых отцов. Кто одержим жаждою, должен идти в трапезную и там утолять жажду; ничего съестного в келиях не держать. В келиях должны быть только иконы и книги. Одно попечение должно быть у каждого – превосходить других смирением, нестяжательностью и любовью. В церковь приходить каждый должен, не опаздывая, стоять тихо, не разговаривая друг с другом. Также и при трапезе должно быть общее молчание. И за общими монастырскими работами не должно быть празднословия: работая, каждый да хранит свое любомудрие молитвою. Желая поддержать строгость общежития, преподобный заповедовал изгонять из монастыря нарушителей установленных правил. Данные правила преподобный Павел просил сохранять в монастыре и после его смерти. 

Через пятнадцать лет после устроения обители, 10/23 января 1429 года, в возрасте 112 лет, великий угодник Божий мирно предал свою святую душу в руки Божии, преподав последнее  завещание:  “Братья, имейте любовь между собою и храните правила  монашеской жизни”.

Преподобный Павел был похоронен у южной стороны, единственного в то время, деревянного Троицкого храма. Неиссякаемой рекой потекли чудеса от его святых мощей, что побудило святителя Московского Макария и Собор Русской Православной Церкви в 1547 году причислить преподобного Павла Обнорского к лику святых. В это же время тогдашним игуменом Павловой обители Протасием было написано житие преподобного и составлена ему служба. Память его совершается 23 января.

Источник: А.  Воскресенский «Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь. Исторический очерк» 

Комментирование запрещено