История церкви Всемилостивого Спаса, что на реке Нурме

Приходская церковь с 1764 по 1917 гг.

После обращения монастыря в приходскую церковь, деревянные храмы были разобраны и на пожертвования прихожан с 1795 по 1816 год, была построена и освящена двухэтажная каменная церковь, выполненная в византийско–русском стиле, с четырьмя престолами. Спасо-Нуромская церковь, фото начала 20 века«В верхнем этаже – Настоящий во имя Происхождения Честных Древ,− и в приделе, устроенном в трапезе по правую сторону во имя Николая Мирликийского Чудотворца; а в нижнем этаже – Настоящий во имя преподобного Сергия Нуромского Чудотворца, где почивают под спудом и Святые Его Мощи,− и в приделе, устроенном в трапезе по правую же сторону, во имя Рождества Христова»[15].

«Оклад храма» − так раньше называли внешний вид, а так же его внутреннее устроение подробно изложены в «Историческом и статистическом описании церквей Вологодского, Грязовецкого и Кадниковского уезда» составленном в 1859 году. «В вышину от подошвы до кровли храм имеет 7 сажень[16], а до оконечности креста 13 сажень; в длину 15 сажень, в ширину 6 сажень. Верх церкви увенчан пятью средней величины деревянными круглыми главами, обитыми белым листовым железом. Кровля на сводах церкви со всех сторон на середине дуговая; железная; образующая собою подобие креста, посреди коего возвышается купол в виде шатра, который, равно алтарь и трапеза покрыты железом. Наружные стены церкви гладкие с пилястрами и наличниками у окон, выкладены из сплошного кирпича гладкого и выбелены; толщиною они с лишком в две аршины. По средине церкви для отличия верхнего и нижнего этажей опоясано одиночным зубчатым карнизом выделенным из кирпича. Алтарь полукруглый – пятигранный, длиною 3 сажени, шириною 5 сажень, а вышина его равняется с трапезою, колокольня построена над папертью, каменная, четырехгранная, об одном этаже, поверхность коей венчается куполом, оканчивающимся высоким шпилем  и деревянным осьмиконечным крестом, который, равно, шпиль и купол обиты белым листовым железом. На ней 8 колоколов, из коих большой 104 пуда[17] 33 фунта[18], … во всех же колоколах приблизительно весу до 177 пудов. С западной стороны колокольни устроен деревянный придел, снаружи обитый тесом и оштукатуренный, ширина коего равняется ширине храма, а длина 2 сажени с полуаршином. Пред входом в оный придел с южной стороны деревянное крыльцо с четырьмя такими же колоннами поддерживающими зонт. С этого крыльца чрез одиночную дверь открывается вход в нижнюю церковь на право в заворот, а в верхнюю прямо ведет широкая ступенчатая деревянная о двух поворотах лестница»[19].

Внутри храм состоит из четырех частей: алтаря, храма, трапезы и паперти. Каждая часть отделена одна от другой толстыми каменными стенами имеющими пролеты. «Алтарь имеет пространство в длину 2 сажени 12/7  аршина[20], в ширину 4 сажени; храм в длину 4 сажени 1 аршин, в ширину 4 сажени ¼ аршина; трапеза в длину 3 сажени 1 ¾  аршина, в ширину 4 сажени 1 ¼ аршина; паперть в длину 1 сажень 1 ¼ аршина, в ширину 4 сажени 1 ¼ аршина; от восточной стены алтаря до западной стены паперти всего с простенками 13 сажень 22/4 аршина»[21].

На втором этаже храм образует почти правильный квадрат. Алтарь оканчивается полукружием, которое освещается тремя окнами; храм освещается 8 окнами в два света по 4 на сторону, трапеза тремя меньшего размера, из коих одно окно на северной стороне и 2 на южной; паперть же освещается одним окном с южной стороны. Стены в храме были гладкие, с вытянутым зубчатым карнизом, оштукатурены и выкрашены в розовый цвет, а свод и карнизы в зеленый с желтыми клеймами. В алтаре и трапезе стены и своды были белыми. Низ во всех частях храма на высоту в 2 аршина был покрашен голубой масляной краской.

приходская Нуромская церковь, начало 20 векаГлавный иконостас был трехъярусный столярной работы, покрыт сусальным серебром и украшен восьмью по четыре в первом и втором ярусах высокими колоннами, украшенными позолоченной резьбой. Нижний ярус занимали местные иконы; второй (в клеймах) − главные праздники христианской церкви. В третьем ярусе посередине большая икона Коронования Божией Матери. По сторонам лики Апостолов, начиная с Первоверховных, верх венчался Распятием. Среди местных икон выделялись две старинного письма: «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста» и «Преп. Сергия Нуромского с чудесами». Царские врата также были украшены позолоченной резьбой; над ними в углублении сень посеребренная, украшенная золочеными звездами, в виде звездного неба. Среди церкви висело хрустальное паникадило о двух ставах, а пред местными иконами четыре высеребренные медные большие лампады. Иконостас Николаевского придела, покрытый белой краской, был украшен четырьмя колоннами темно голубого цвета с позолоченной резьбой.

Внутри первого этажа все было подобно верхнему этажу, кроме сводов, которые были стрельчатыми, покоящимися на толстых в 2 аршина простенках, а в паперти – пазуховый. Алтарь освещался тремя окнами, храм шестью по три на сторону, в других частях окна расположены также как и в верхнем этаже. Стены оштукатурены и покрашены в алтаре зеленой, в церкви светло голубой, а в трапезе пилевою краской на клею. Низ обведен каймою, выкрашенной голубою лазурью на масле.

Иконостас двухярусный, столярной работы, был выкрашен темно-голубой краской и украшен четырьмя позолоченными резными колоннами; царские двери  резные позолоченные; все иконы в иконастасе старинного письма кроме Тайной Вечери над царскими вратами. Перед иконостасом на сводах написаны 3 больших отдельных клейма. На центральном изображение Господа Сафаофа с благославляющими руками; на правом преподобный Сергий Нуромский Чудотворец; на левом преподобный Павел Обнорский.  «… Здесь почивают под спудом мощи сего преподобнаго; рака над ним столярной работы, покрытая сусальным серебром и украшенная золоченою резьбою, утверждена на четырех золоченых колоннах; на плафоне этой сени образ Спасителя, писанный на полотне»[22]. В трапезе – в приделе  Рождества Христова  иконостас новый столярный, покрыт светло-голубой краской и украшен четырьмя полуколоннами мраморного цвета и золоченою резьбой. Пол во всех частях деревянный, кроме алтаря в котором был настлан чугунными чеканными плитами в 1817 году. Во всех местных иконостасах и других местах иконы в серебряных ризах.

Через тридцать три года после освящения приходского храма началось обустройство его территории, закончившееся в 1853 году. Издалека казалось, что на взгорке раскинулся монастырь с белыми стенами и башенками. «Историческое и статистическое описание церквей» сохранило для нас подробности этого видоизменения.

«А) Святые ворота каменные, устроены в виде арки с двумя входными по сторонам калитками. Лицевая их сторона украшена четырьмя большими полуколоннами, которые, равно и вся лицевая стенка с карнизами обштукатурена и чисто выбелены. Верх арки увенчан небольшою круглою главою и четвероконечным крестом, обитым белою жестью, а уступы ( коих по 6 на сторону ), покрыты черным железом и выкрашены зеленою краскою, равно и калитки покрыты жестью.

Б) Ограда кругом кладбища каменная же с 3 наугольными с северо-восточной, северо-западной и юго-западной стороне, фигурными башнями, увенчанными куполами, а юго-восточный угол ея занимает каменный флигель; башни покрыты черным листовым железом, выкрашеным зеленой краскою, а маковки и шейки на них обиты жестью. Окружность ограды составляет 170 сажень, толщина оной в один аршин, а вышиной в 2 аршина. Лицевая сторона ограды и северо-восточная башня обштукатурены и в приличных местах выкрашены желтою краскою; ограда покрыта тесовой кровлею и выкрашена охрою на смоле.

В) Каменный флигель, устроенный, как сказано выше на юго-восточном углу ограды, имеет в длину 4 сажени, в ширину 3 сажени 1 ¼ аршина, в вышину 4 аршина; внутренность его обштукатурена и чисто выбелены, а внешнии стены спереди выкрашены желтою краскою, а прочие отбелены известкою; крыша на нем тесовая; выкрашена охрою на смоле.

Г) Между флигелем и святыми воротами, стоящими в средине ограды по восточной лицевой стороне, на пространстве 30 сажень, устроено 18 каменных лавок с деревянным навесом, поддерживающимся 15 деревянными колоннами; во всех лавках двери створчатые на больших железных петлях с висячими замками»[23]. Кроме каменных построек были построены деревянные келья для жительства сторожа и деревянный амбар для хранения хлеба, оба покрытые тесом.

Спас-Нурма, схема, обозначены места, где были расположены монастырь и часовниПо Указу Вологодской Духовной Консистории в 1856 году восстановлены две деревянные часовни. «Первая в поле сей церкви на пути к Павло-Обнорскому монастырю, вторая близ реки Нурма,… Первая построена с давних времен, как предание говорит на том самом месте, на которое преподобные: Сергий Нуромский и Павел Обнорский, ища обоюдных польз, сходились на благочестивые беседы; вторая при источнике, как видно из имеющегося при сей церкви жития преп. Сергия, ископаемым им самим, при котором были исцеления… В них есть по малому числу икон…»[24]. Третья часовня находилась при деревне Огарково на Московском тракте. Полагают, что основание ее современно устройству Спасо-Нуромского монастыря.

Комментирование запрещено