История церкви Всемилостивого Спаса, что на реке Нурме

Приходская церковь с 1917 по 1930 год

Изменения в церковной жизни начались после выхода декрета Совета Народных Комиссаров 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и появления 24 августа 1918 года инструкции «О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церковное имущество после совершения его описи становилось собственностью государства. Приход становился действующим и мог получить в бесплатное пользование церковное и богослужебное имущество, если формировалась религиозная община не менее 20 человек, готовая взять его под свою ответственность. С ней заключался договор. Такая община была и у Спасо-Нуромской церкви. Жизнь прихода протекала обычно по церковному календарю.

«Притча по штату положено: священник, диакон и псаломщик»[31]. Священником на приходе был о. Константин Ципелев. Он родился 29 августа 1876 года в семье диакона.  После окончания курса Вологодской Духовной Семинарии в 1897 году, «один год состоял учителем в одноклассной школе. С 1898-1901 год состоял диаконом при Зосиме-Савватиевской Лапшинской церкви Никольского уезда. С 1901-1916 год состоял священником при Успенской Чернецкой церкви Грязовецкого района. По прошению в 1916 году, 1 ноября,  перемещен в Спасо-Нуромскую церковь. Из наград имеет набедренник, скуфию, камилавку и наперстный крест. Последним награжден в 1926 году»[32]. Проживал он в собственном доме с женой Любовь Алексеевной и детьми: Екатериной, Дмитрием и Александрой. Диакон Алексей Автономович Либровский в клире храма был с 1904 года, куда также был переведен по своему прошению из Томашской Благовещенской церкви, Кадниковского уезда. 3 мая 1929 года награжден двойным орарем. У него с супругой Екатериной Константиновной было две дочери Аполлинария и София. Анатолий Рафаилович Жуков был псаломщиком. Известно, что родился он 11 апреля 1891 года. В 1903 году выбыл из 1 класса Вологодского Духовного училища. В возрасте 13 лет стал послушником Павло-Обнорского монастыря. В 1914 году  стал  псаломщиком при Богородицкой-Корневской церкви, Кадниковского уезда. «С 1916 -1918 гг. состоял на военной службе. С 1921 года состоит псаломщиком  при сей церкви. В 1929 году, 15 сентября посвящен в стихарь»[33]. Клир, как большинство в Грязовецком уезде, отрицательно относился к «обновленчеству» − прогрессивному движению среди духовенства, строго придерживался позиции патриарха Тихона.

Для многих южных районов страны 1921 год стал неурожайным. Этому способствовала неслыханная засуха в Поволжье. Страну, кормившую хлебом многие страны, поразил голод грозящий перерасти в национальную катастрофу. На призыв патриарха о помощи голодающим откликнулись многие приходы, в том числе и Спасо-Нуромский. Но активная позиция православной Церкви в деле помощи голодающим Поволжья подрывала авторитет молодой советской власти, которая решила продолжить её разрушение. С выходом декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 года началась компания по изъятию церковных ценностей. 22 мая произошло изъятие в Спасо-Нуромской церкви. Как писал в «Докладе о деятельности Грязовецкой комиссии по изъятию церковных ценностей» её председатель: «… изымалось почти все серебро за исключением лишь некоторых богослужебных сосудов и то в тех случаях, когда не представлялось ни какой возможности их заменить. Остальные же предметы целиком изымались, за что говорит сама цифра изъятого серебра с уезда – 36 пудов 10 фунтов, который богатыми церквами не отличается. К просьбам о замене тех или иных сосудов серебром домашнего обихода комиссия относилась крайне осторожно, но удовлетворяя лишь самые существенные из них и то если замены выгодны, например, если вместо вещи в 2 фунта дают серебра 8-9 фунтов»[34]. Даже сомнительные предметы, похожие на серебро или золото увозились в Госхран. Сюда же подпадали предметы, имевшие художественную ценность.

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фото

К моменту изъятия ценностей церковнослужители должны были предоставить подробную опись церковного имущества. Как ни странно, но благодаря этой описи через семьдесят с лишним лет было определено точное местонахождение святых мощей преподобного Сергия Нуромского.  Приведем малую часть содержания этой сохранившейся описи. «… В теплом храме, в престоле преп. Сергия Нуромского в иконостасе иконы: царские двери с пятью живописными изображениями, по правую сторону: иконы: 1) Спасителя с предстоящими Сергием Радонежским и Павлом Обнорским; 2) Архистратига Михаила; 3) Сергия Нуромского. По левую сторону икона Божией Матери с предстоящими Корнилием Комельским и Иннокентием Комельским; северные двери икона Архистратига Гавриила; 3) Икона Николая Чудотворца. Все иконы большого размера, живописной работы с вызолоченным полименту…

Рака Святых мощей преподобного Сергия находится  за левым клиросом от главного иконостаса в 6 аршинах, медная под серебром, с четырьмя иконописными клеймами. На раке изображение преподобного в меру возраста, писанное на доске, медной высеребренной ризы с чеканными полями и позолоченным венцом. В 1895 году вместо существовавшей сени над ракою Преподобного, устроен резной с позолотою на полименте балдахин на четырех колоннах. Пожертвована прихожанкою деревни Выпуск Надеждою Васильевой Скворцовой…

В иконостасе придела Рождества Христова. По сторонам Рождество Христово, Спасителя с предстоящими и коленопреклоненными Вологодскими чудотворцами.

Верхний храм: в иконостасе верхнего храма иконы: царские двери, по правую сторону – моление Спасителя о чаше, икона Спасителя с коленопреклоненными Павлом Обнорским и Сергием Нуромским, икона греческого письма Происхождения Древ Креста Господня, написана в 1682 году. По левую сторону: икона Благовещения Божией Матери, икона Божией Матери с предстоящими Арсением и Корнилием Комельскими…»[35]. За отказ сдать некоторые церковные ценности её настоятель отец Константин Ципелев содержался под стражей[36].

иеромонах Николай (Воропанов)После закрытия Павло-Обнорского монастыря последовавшего на Вербное воскресенье 1924 года и до 1926 года в селе Спас-Нурма проживал и вел службы казначей обители иеромонах Николай (Воропанов). Спустя четыре года он будет арестован по обвинению в «контрре­волюционной агитации» за распространение литера­туры духовного содержания и сослан на 3 года в Котласские лагеря[37]. После возвращения обоснуется в г. Тутаеве, где он «почитался как старец, к нему приезжали за советом из дальних мест: Вологды, Ярославля, Данилова, Рыбинска и других»[38]. В 1941 году, 12 мая он вновь будет арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 3 сентября 1941 года[39]. Духовным чадом отца Николая был известный ярославский старец архимандрит Павел (Груздев).  В 90-х годах отец Павел вспоминал: «Повели нас на расстрел – отец Николай, отец Александр, отец Анатолий, мать Олимпиада и я. Отец Николай наклонился ко мне и сказал: «Главное – верь в Бога. Павлуша! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь!»[40].

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фотоВ Государственном Архиве Вологодской области сохранилась «Клировая ведомость церкви Всемилостивого Спаса Вологодского округа на р. Нурме, Грязовецкого уезда за 1929 год». Написанная рукой отца Константина она открывает количественную сторону прихода «… верующих правоспособных быть членами (исполнилось 18 лет) общины – 1262 человека. В деревнях: Ермолино — 100, Дор — 96, Мышкине — 64, Мартьянове — 66, Свининине — 95, Боброве — 76, Тимонине — 121, Дядинском — 91, Лукине — 125, Алферове — 65, Высоково — 126, Початкове — 55, Посадниково — 24, Сидоровском — 66, Половозе — 55, Выпуске — 18, Страхове — 19. За год родилось − 122, брачующихся – 16, умерших – 98… Число бывших у Исповеди и Св. Причастия – 580 человек»[41].

Внутри Спасо-Нуромского храма. Современное фото25 февраля 1930 был арестован настоятель прихода о. Константин Ципилев. Ему вменялась «кон­трреволюционная агитация» за то, что он «без ведома и разреше­ния сельсовета ходил по деревням, устраивал со­брания. Убеждал крестьян приходить в церковь. 26 июля 1930 г. по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан в Северный край на три года… 12 апреля 1990 − реабилитирован»[42].  Так же были арестованы диакон и псаломщик. Дальнейшая их судьба неизвестна. За арестом церковнослужителей последовало закрытие храма. Иконы, богослужебные предметы, одежды передавались по запросам действующих православных приходов в их распоряжение. Так икона XVII века размером 201×68,5 с редким изображением преподобного Сергия Нуромского находящаяся на его раке сначала попала в Крестовоздвиженскую церковь города Грязовца, а затем в коллекцию древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника[43].

В 1998 году прихожанка вновь открывшегося храма Анна Алексеевна Смирнова, проживавшая в д. Ермолино вспоминала, что «звонарем церкви был в то время Николай Михайлович Романов, по прозвищу “Карпуша”. Это прозвище он получил из-за своей ноги. Николай Михайлович умер во время войны. Постоянным же звонарем был сторож Алексей»[44]. Она же показала место, где по ее словам находилась часовенка, построенная на месте расставания преподобных Павла и Сергия. Это место имеет округлую форму, напоминающую форму часовенки – шестиугольник. Рядом с ним растут две сосны, имеющие один корень напоминающие  о двух преподобных имеющих одного духовного отца преподобного Сергия Радонежского.

Составил Сергей Румянцев

Комментирование запрещено