«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный,
а если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
(Мф. 6: 14–15)
Сегодня в нашем монастыре прошло Богослужение Недели сыропустной – воспоминания Адамова изгнания. Евангельское чтение дня начиналось следующими словами:
А́ще бо отпуща́ете человѣ́комъ согрѣше́нiя и́хъ, отпу́ститъ и ва́мъ Оте́цъ ва́шъ небе́сный: а́ще ли не отпуща́ете человѣ́комъ согрѣше́нiя и́хъ, ни Оте́цъ ва́шъ отпу́ститъ ва́мъ согрѣше́нiй ва́шихъ. (Мф. 6: 14–15)
В конце Богослужения на проповеди, посвященной этому отрывку из Евангелия, было сказано следующее.
Нам дан некий закон: прощать людям согрешения их против нас, чтобы и Господь простил нам согрешения наши. Прощать нелегко, и просить прощения тоже. Порой нам сложно подойти к человеку и сказать: прости меня. Но даже если мы подошли и сказали: прости меня, и я прощаю, и Господь простит, – то далеко не всегда чувство обиды и неприязни к человеку покидает нас после этих слов.
Чувство обиды и затаенной неприязни прежде всего губит и разрушает своего носителя. Другой человек может не знать о нашей обиде на него и спокойно жить, а наша душа разрушается под действием обиды. Поэтому «прощать людям согрешения их» необходимо прежде всего нам самим, чтобы наши души были здоровы и не болели обидами.
Наступает время Великого поста – время, когда мы с «великим тщанием и дотошностью» будем изучать этикетки на продуктах питания: нет ли в них чего-то такого, что не положено в пост? Однако если мы скрупулезно будем наблюдать за своим питанием в пост и в то же время таить обиды на ближних, испытывать к ним ненависть и неприязнь, – то такой пост не принесет нам никакой пользы.
Великий пост – это то время, которое нам вновь дается, для того чтобы мы изменились – изменились сами и изменили свое отношение к ближним своим. И стали относиться к ним, если не с любовью, то хотя бы с благожелательством, без ненависти и неприязни.
Вечером того же дня, после вечерни, в нашей обители состоялся чин прощения, который возглавил игумен Игнатий. Братия, трудники и паломники просили друг у друга прощения, памятуя, что покаяние без него невозможно.