Монастырь с основания до 1764 года
Первоначально на месте Спасо-Нуромской приходской церкви был монастырь. Нельзя сказать точно дату его основания, но можно предположить, что возник он в конце XIV века, когда пришел на это место преп. Сергий, впоследствии именуемый по месту совершения духовных подвигов Нуромским. Ему понравился высокий берег речки Нурмы скрытый вековыми деревьями от посторонних глаз. Вознеся пламенную молитву ко Господу, он поставил крест и устроил для себя келью-часовню.
Постепенно стали приходить к нему «жаждущие спасения душевного»: одни – получить наставление для жизни в суетном мире, другие наоборот – остаться здесь и, вручив себя в руки наставника становиться воинами Христа. С любовью принимал преп. Сергий всех приходящих, уразумев в этом волю Божию, и когда собралось к нему около сорока человек, то построили небольшой деревянный храм в честь «Всемилостивого Спаса на Происхождение Честных Древ Животворящего Креста и обитель общежития»[3]. Это событие произошло в 1391 году.
До всероссийского прославления преподобного Сергия (1584−1585 гг.) в монастыре находился только один деревянный храм, правда, над могилой преподобного был устроен придел во имя Введения Божией Матери. Вотчина монастыря состояла из двух деревень: Сидоровской и Гурылева. После прославления Сергия в лике святых увеличилось число его почитателей, стало улучшаться финансовое состояние монастыря. Бывший в то время настоятелем монастыря – строитель Матфей строит вторую деревянную церковь (теплую с трапезой) во имя Рождества Христова и приделом во имя св. Николая Чудотворца. Интересен факт, что жалованной грамотой «Царя и Великого князя Феодора Иоанновича от 1585 года, в числе деревень, пожалованных Спасо-Нуромскому монастырю, написано: «… деревня Грязовица, на речке Грязовице, а в ней пашни двадцать шесть четвертей в поле…»[10]. В описи 1616 года о состоянии храмов записано «обе церкви – Происхожденская и Христорождественская – были каждая «о двух верхах»; при них была колокольня деревянная и на ней три колокола: два больших и один зазвонный; церкви были достаточно снабжены всякими принадлежностями и утварями, хотя и не богатыми»[11].
Каково же было число братии? «В сотных грамотах и выписях из писцовых книг 1620 — 1630 г., выданных властям, указано количество монашеских келий. Так, …в Спасо-Нуромском — 7 (около 15 человек)…»[12]. При игумене Варфоломее (1673 — 1679 гг.) вместе с казначеем и житником, 8 старцев, 4 монастырских слуги, один казенный дьячек, 4 дьячка церковных и 8 монастырских служебников. Всего 25 насельников. В этот период обитель обносится со всех сторон деревянной оградой, крытой тесом. Построены новые святые врата, и над ним колокольня с семью колоколами, сделаны новые кельи. «Кроме обычных хозяйственных построек; было сто торговых лавок и при них «изба и сарай на приезд торговым людям» последнее показывает; что в старину существовал при монастыре не малозначительный торжок»[13]. На речке стояла мукомольная водяная мельница, принадлежащая монастырю. В 1700 году от попадания молнии сгорела со всем имуществом Христорождественская церковь. По жалованным грамотам монастырская вотчина насчитывала 20 деревень и в них 153 двора. К 1733 году монашествующих осталось 9 человек. «После упразднения монастырских штатов и разделения монастырей на классы, монастырь сей в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь»[14]. В монастыре на тот момент находилось 3 монашествующих и столько же бельцов: священник, дьякон и пономарь, первые были размещены по монастырям, а последние оставлены в приходе.